CNews: Как вы оцениваете значение электронно-цифровых каналов для развития бизнеса «Альфа-банка»?
Владимир Урбанский: У нас 95% транзакций осуществляется через электронные каналы – это самое прямое подтверждение тому, что они стали конкретным инструментом бизнеса. Сейчас все больше и больше пользователей перетекают в мобильные каналы. Достаточно большая доля заявок на новых клиентов приходит через интернет. Банковский бизнес находится в процессе перестройки на цифровые рельсы. Мы стараемся здесь быть в авангарде.
Эндрю Торре, генеральный директор Visa:
Сегодня невозможно разрабатывать новые технологии изолированно друг от друга, когда каждая компания сама по себе. Только вместе с разработчиками, вендорами, которые формируют платежную экосистему, можно создать услуги, которые будут востребованы потребителями и будут выгодны бизнесу. Участие в «Альфа-кэмп» - это наш первый опыт поддержки технологического хакатона в России. Нам было интересно посмотреть на аудиторию участников, оценить их предложения и идеи в контексте российского рынка платежей.
CNews: Расскажите о вашей акселерационной программе «Альфа-кэмп».
Владимир Урбанский: Это был эксперимент. Изначально мы не знали, что из этого получится, потому что еще никто из финансовых учреждений не организовывал таких лагерей для разработчиков. Обычно этим занимаются инвестиционные компании, а не банки. Мы взялись за это, потому что хотим развивать финансовую экосистему, популяризировать наши технологии, многие из которых имеют открытые API для разработчиков. Нам было интересно рассмотреть новые идеи их применения.
Дмитрий Козлов: Кроме того это был первый в стране Кэмп для финансово-технологических проектов, и он привлек очень большое внимание. Мы получили 410 заявок на участие. На старте было более 40 проектов, в итоге через воронку прошли 16. В течение 6 недель эксперты помогали разработчикам и молодым предпринимателям создавать новые финансовые сервисы, востребованные рынком, и начинать бизнес.
CNews: Расскажите о самых интересных идеях участников.
Дмитрий Козлов: Один стартап связан со страхованием от колебаний валютных курсов. Другой проект разрабатывает сервис по бронированию столиков в ресторане. Идея в том, чтобы выбранное при бронировании блюдо было готово к вашему приходу. Очень много сервисов было связано с управлением личными финансами. Несколько проектов нацеливаются на развитие бесконтактных платежей.
Владимир Урбанский: У нас 95% транзакций осуществляется через электронные каналы
Участники «Альфакэмпа» развивали очень разноплановые идеи, показали сильный рост за время мероприятия, многие ребята неоднократно меняли свое направление. Мы мотивировали их опрашивать своих потенциальных клиентов. После этого некоторые изменяли концепцию
CNews: Сколько ваших сотрудников так или иначе было задействовано в «Альфакемпе»?
Владимир Урбанский: Если брать всех, даже задействованных для разовых консультаций, то получается около 50 человек. Но все-таки большая часть привлекалась эпизодически для консультаций, но ряд сотрудников вовлекались более плотно, люди каждую пятницу общались с проектами, участвовали в демо-презентациях.
Дмитрий Козлов: В «Альфа-кэмпе» была очень сильная экспертная оценка, мы привлекли специалистов, которые занимаются разработкой подобных продуктов внутри банков. Плюс были приглашены эксперты с рынка, успешные предприниматели, инвесторы, которые давали ребятам советы и делились опытом. Партнером Кэмпа выступала VISA, компания тоже направляла своих экспертов, которые были невероятно востребованы. На их лекции приходили практически все.
CNews: Какие API были доступны участникам «Альфа-кэмпа»?
Владимир Урбанский: API интернет-экваринга для проведения интернет-платежей, системы для организации P2P-переводов, API различных продуктов, например, для выпуска виртуальных предоплаченных карт, перевода с номера счета юридического лица на любую карту российского банка.
Дмитрий Козлов: Участники «Альфакэмпа» развивали очень разноплановые идеи, показали сильный рост за время мероприятия
CNews: Как вы оцениваете итоги первого Финтех Кэмпа?
Владимир Урбанский: Наше первое впечатление очень позитивное. Мы уже решили, что будем проводить «Альфакэмп» вновь в 2015-ом году. Мы видим хороший потенциал у нескольких проектов и, возможно, будем сотрудничать с этими командами. Сейчас с частью компаний идут переговоры о сотрудничестве. Мы не венчурный фонд, поэтому вряд ли будем инвестировать деньгами.
Еще один результат – сотрудники нашей «Альфа-Лаборатории» выступали менторами команд, они имели возможность понаблюдать за развитием проектов и сами чему-то научились.
Через несколько месяцев станет понятно, какой из проектов во что выльется. Сейчас они на разных этапах развития: одни еще прорабатывают гипотезы, другие тестируют прототипы. Некоторые команды уже нашли партнеров и заключают первые контракты. Обычно очень большая часть проектов ранней стадии умирает. Это будет хорошим результатом, если из 16 наших финалистов хотя бы 2–3 проекта – не важно с «Альфа-банком» или без – вырастут и начнут самостоятельно работать. А если при этом «Альфа банк» еще и поучаствует в качестве партнера и вместе с командой что-то заработает, то будет просто прекрасно.
«Альфакэмп» в цифрах
24 часа лекций и семинаров
200 часов методологической работы
500+ часов экспертизы
6 демо-дней
152 презентации
CNews: Были ли участники «Альфа-кэмпа», которых вы «хэдхантили»?
Владимир Урбанский: Это была одна из гипотез на старте, что в числе участников «Альфа-кэмпа» могут оказаться достойные кандидатуры на вакансии в банке. Подтвердилась ли она, сказать сложно, потому что не все участники определились, хотят они развиваться в команде как предприниматели или пойти на работу в корпоративную среду. Хотя в «Альфа-Лаборатории» мы всячески стараемся поддерживать дух инновационной компании, мы все равно остаемся подразделением большого банка. Это имеет свои плюсы и минусы. Даже среди тех, кто не дошел до финала, есть люди, с которыми мы обсуждаем возможное сотрудничество в другом формате.
CNews: Насколько часто звучала тема больших данных в «Альфа-кэмпе»?
Владимир Урбанский: Сейчас по-прежнему мало реально сделанных кейсов. Пока разговоров больше, чем действий. Это связано с тем, что многие не до конца разобрались, как большие задачи разбивать на маленькие конкретные проекты и их реализовывать. В «Альфа-кэмп» было всего 1–2 идеи, касающихся работы с данными. До финала никто из них не дошел.
CNews: Какую обратную связь вы получили по итогам проекта?
Дмитрий Козлов: Ребята говорили «спасибо, мы открыли глаза на рынок». Мы очень хорошо помним, как в самый первый раз, когда мы выслушали команды, было желание половину выгнать, потому что мы увидели полное непонимание рынка. За шесть недель ребята выстроили очень хорошие проекты. У кого-то уже состоялись первые продажи. Пусть не на очень большую сумму, но приятен факт, что за шесть недель ребята прошли путь от идеи до получения первого дохода.